
- [К списку документов](Readme.md)
# Qt Code Style - Правила кодирования с использованием Qt C++
Ниже представлен обзор соглашений по написанию кода с использованием Qt.
При использовании Qt предпочтительно использовать стиль кодирования,
который используется в библиотеке, чтобы добиться единообразия кода.
### Содержание
- [Кодировка](#кодировка)
- [Заголовочные файлы](#заголовочные-файлы)
- [Директивы препроцессора](#директивы-препроцессора)
- [Отступы](#отступы)
- [Объявление переменных, функций и классов](#объявление-переменных-функций-и-классов)
- [Пробелы](#пробелы)
- [Фигурные скобки](#фигурные-скобки)
- [Круглые скобки](#круглые-скобки)
- [Использование конструкции switch](#использование-конструкции-switch)
- [Разрыв строк](#разрыв-строк)
- [Использование исключений](#использование-исключений)
- [Наследование и ключевое слово virtual](#наследование-и-ключевое-слово-virtual)
- [Неявные преобразования](#неявные-преобразования)
- [Числа с плавающей запятой](#числа-с-плавающей-запятой)
- [Преинкремент и предекремент](#преинкремент-и-предекремент)
- [Другие очевидные вещи](#другие-очевидные-вещи)
- [Общее исключение](#общее-исключение)
## Кодировка
Единственной кодировкой должна быть UTF-8, а использование других следует
приравнять к разжиганию межнациональной розни и карать соответствующей статьёй УК.
[наверх](#содержание)
## Заголовочные файлы
При включении заголовочных файлов Qt, всегда используйте следующую форму
записи:
```C
#include
```
Префикс библиотеки (`QtCore`, `QtWidgets` и т.д.) необходим для фреймворков Mac OS X,
а также очень целесообразен для не qmake проектов.
Все заголовочные файлы должны быть с защитой от повторного включения посредством `#pragma once` или `#define`.
Применение `#pragma once` вместо `#define` увеличит скорость компиляции во многих случаях
благодаря высокоуровневому механизму; компилятор может самостоятельно сравнивать имена файлов
или inode'ы без необходимости вызова препроцессора для проверки заголовка на наличие `#ifndef` и `#endif`.
Можно использовать обе команды, `#pragma once` и `#define`, для написания переносимого кода,
что также может принести выгоду от применения `#pragma once` при оптимизации (если компилятор её поддерживает):
```C
#pragma once
#ifndef FOO_BAR_BAZ_H_
#define FOO_BAR_BAZ_H_
//...
#endif // FOO_BAR_BAZ_H_
```
- Все заголовочные файлы должны быть самодостаточными в плане компиляции.
Пользователи и инструменты разработки не должны зависеть от специальных зависимостей
при использовании заголовочного файла.
- Подключайте только действительно используемые заголовочные файлы. Не надо заранее
подключать кучу `.h` файлов "на всякий случай".
- Никогда не пишите реализацию методов класса или функций в заголовочном файле!
- Вставляйте заголовочные файлы в следующем порядке: парный файл (например, foo.h — foo.cpp),
файлы библиотеки Qt, стандартная библиотека C++, другие библиотеки, файлы вашего проекта.
- Все заголовочные файлы проекта должны указываться относительно директории исходных файлов проекта
без использования таких псевдонимов как . (текущая директория) или .. (родительская директория).
Директории поиска общих заголовочных файлов можно задать в файле проекта.
[наверх](#содержание)
## Директивы препроцессора
Символ решетки всегда в начале строки, а имя директивы с отступом.
```C
# if defined(QT_NO_KEYWORDS)
# define QT_NO_EMIT
# else
# ifndef QT_NO_SIGNALS_SLOTS_KEYWORDS
# define slots Q_SLOTS
# define signals Q_SIGNALS
# endif
# endif
```
[наверх](#содержание)
## Отступы
- Для обозначения отступа используйте 4 пробела подряд.
- Используйте пробелы, а не табуляцию!
[наверх](#содержание)
## Объявление переменных, функций и классов
Один из самых важных постулатов, так как определяет читабельность и общий стиль кода.
Правила объявления переменных собраны в такой список:
- Объявляйте по одной переменной в строке.
- Избегайте, если это возможно, коротких и запутанных названий переменных
(Например: "a", "rbarr", "nughdeget").
- Односимвольные имена переменных подходят только для итераторов циклов,
небольшого локального контекста и временных переменных. В остальных случаях
имя переменной должно отражать ее назначение.
- Заводите переменные только по мере необходимости.
```C
// Неправильно:
int a, b;
char *c, *d;
// Правильно:
int height;
int width;
char *nameOfThis;
char *nameOfThat;
```
- Не используйте глобальные переменные. Вместо них рекомендуется использовать
локальные переменные и передавать их через параметры функций.
- Функции и переменные должны именоваться со строчной буквы.
Каждое последующие слово в имени переменной должно начинаться с прописной буквы.
- Избегайте аббревиатур.
```C
// Неправильно
short Cntr;
char ITEM_DELIM = ' ';
// Правильно
short counter;
char itemDelimiter = ' ';
```
- Имена классов всегда начинаются с заглавной буквы.
- Сокращения в camel case (правильно: `QXmlStreamReader`, не правильно: `QXMLStreamReader`).
Размещайте свой код в пространстве имён (за некоторыми исключениями).
Пространство имён должно иметь уникальное имя, обычно формируемое на основе названия проекта,
и, возможно, пути.
Не используйте директиву `using` (например, `using namespace foo`).
Не используйте встроенные (`inline`) пространства имён.
Пространства имён делят глобальную область видимости на отдельные именованные области,
позволяя избежать совпадения (коллизий) имён.
[наверх](#содержание)
## Пробелы
Пробелы — очень важный элемент форматирования исходного кода.
Он отыгрывает очень большую роль в читабельности кода.
- Используйте пустые строки для логической группировки операторов, где это возможно.
- Всегда используйте одну пустую строку в качестве разделителя
- Всегда используйте один пробел перед фигурной скобкой
```C
// Неправильно:
if(foo){
}
// Правильно:
if (foo) {
}
```
- Всегда ставьте один пробел после `'*'` или `'&'`, если они стоят перед описанием типов.
Но никогда не ставьте пробелы между `'*'` или `'&'` и именем переменной.
```C
char *x;
const QString &myString;
const char * const y = "hello";
```
- Не окружайте пробелами функции доступа `.` и `->`.
- Бинарные операции отделяются пробелами с двух сторон.
- После преобразования типов не ставьте пробелов.
- Избегайте преобразования типов в стиле C.
```C
// Неправильно
char* blockOfMemory = (char* ) malloc(data.size());
// Правильно
char *blockOfMemory = reinterpret_cast(malloc(data.size()));
```
- Не используйте несколько операторов на одной строке
- По возможности, используйте новую строку для тела оператора ветвления:
```C
// Неправильно:
if (foo) bar();
// Правильно:
if (foo)
bar();
```
- Содержимое в пространстве имён пишется без отступа.
- Никогда не добавляйте пробелы в конец строки.
[наверх](#содержание)
## Фигурные скобки
Скобки — это вообще отдельная тема. Они, как и пробелы, отыгрывают львиную долю
во внешнем виде и читабельности кода.
- Возьмите за основу расстановку открывающих фигурных скобок на одной строке
с выражением, которому они предшествуют.
- Исключение: Тело функции и описание класса всегда открывается фигурной скобкой,
стоящей на новой строке.
- Используйте фигурные скобки в условиях, если тело условия в размере превышает одну линию,
или тело условия достаточное сложное и выделение скобками действительно необходимо.
- Исключение 1: Используйте скобки, если родительское выражение состоит
из нескольких строк / оберток.
- Исключение 2: Используйте фигурные скобки, когда тела ветвлений `if-then-else`
занимают несколько строчек.
- Используйте фигурные скобки для обозначения пустого тела условия.
```C
// Неправильно:
if (codec)
{
// do something
}
// Правильно:
if (codec) {
// do something
}
// Неправильно:
if (address.isEmpty() || !isValid()
|| !codec)
return false;
// Правильно:
if (address.isEmpty() || !isValid()
|| !codec) {
return false;
}
```
[наверх](#содержание)
## Круглые скобки
- Используйте круглые скобки для группировки выражений.
```C
// Неправильно
if (a && b || c)
if (a + b & c)
// Правильно
if ((a && b) || c)
if ((a + b) & c)
```
[наверх](#содержание)
## Использование конструкции switch
Безусловно, эти условия причина многих дискуссий со стороны разработчиков и создателей
Coding Guidelines — там может быть очень много различных вариантов.
Однако Qt предлагает именно такой вариант:
- Операторы case должны быть в одном столбце со `switch`.
- Каждый оператор `case` должен иметь закрывающий `break` (или `return`) или комментарий,
которой предполагает намеренное отсутствие `break & return`.
```C
switch (myEnum) {
case Value1:
doSomething();
break;
case Value2:
case Value3:
doSomethingElse();
// fall through
default:
defaultHandling();
break;
}
```
[наверх](#содержание)
## Разрыв строк
Часто происходит следующее: есть разработчик Вася с большим монитором.
Он пишет себе код спокойно. Потом этот код открывает разработчик Петя, с ноутбуком,
и прозревает — ему приходится много скроллить чтобы прочитать весь код.
Это один из дефектов читабельности. Что же предлагает Qt для спасения?
- Длина строки кода не должна превышать 100 символов (а лучше 80 - исторический стандарт).
Если надо – используйте разрыв строки.
- Запятые помещаются в конец разорванной линии;
операторы помещаются в начало новой строки. В зависимости от используемой вами IDE,
оператор на конце разорванной строки можно проглядеть.
```C
// Неправильно:
if (longExpression +
otherLongExpression +
otherOtherLongExpression) {
}
QMessageBox::information(d->someObjectWithLongName, tr("A long title for mesage"), tr("A very very very very very very long body"), QMessageBox::Ok, QMessageBox::Cancel);
// Правильно:
if (longExpression
+ otherLongExpression
+ otherOtherLongExpression) {
}
QMessageBox::information(d->someObjectWithLongName,
tr("A long title for mesage"),
tr("A very very very very very very long body"),
QMessageBox::Ok, QMessageBox::Cancel);
```
[наверх](#содержание)
## Использование исключений
В Qt исключения (`throw `) не используются. Вместо них применяются коды ошибок.
[наверх](#содержание)
## Наследование и ключевое слово virtual
В этом постулате все предельно просто — главное не писать `virtual`
перед названием переопределяемого метода в `.h` файле.
```C
// Неправильно:
class MyWidget : public QWidget
{
...
protected:
virtual void keyPressEvent(QKeyEvent *);
// Правильно:
class MyWidget : public QWidget
{
...
protected:
void keyPressEvent(QKeyEvent *) override;
```
[наверх](#содержание)
## Неявные преобразования
Не объявляйте неявные преобразования. Используйте ключевое слово `explicit`
для операторов преобразования типа и конструкторов с одним аргументом.
Исключение: конструкторы копирования и перемещения могут объявляться без `explicit`,
т.к. они не выполняют преобразование типов.
[наверх](#содержание)
## Числа с плавающей запятой
Числа с плавающей запятой всегда должны быть с десятичной точкой и числами
по обе стороны от неё (даже в случае экспоненциальной нотации).
```C
// Неправильно:
float f = 1.f;
long double ld = -.5L;
double d = 1248e6;
// Правильно:
float floatValue = 1.0f;
float floatVariable = 1.0; // OK
double doubleValue = 1248.0e6;
```
[наверх](#содержание)
## Преинкремент и предекремент
Используйте префиксные формы (`++i`) инкремента и декремента;
постфиксную форму используйте только при явной необходимости.
Когда переменная инкрементируется (`++i`, `i++`) или декрементируется
(`--i`, `i--`), а возвращаемое значение не используется, то необходимо
чётко понимать: использовать префиксную форму (`++i`, `--i`) или постфиксную
(`i++`, `i--`).
Префиксную форму обычно легче читать, и она часто более эффективна
(как минимум такая же), т.к. не требуется создавать копию значения
до выполнения операции.
```C
// Неправильно:
for (int i = 0; i < size; i++) {
// Правильно:
for (int i = 0; i < size; ++i) {
```
[наверх](#содержание)
## Другие очевидные вещи
Еще некоторые правила, которые всегда должны выполняться, их все знают,
но повторим на всякий случай:
- Не используйте `goto` и другие устаревшие конструкции,
которые нарушают принципы стандарта программирования.
- По возможности не используйте в проектах `qmake`, старайтесь новые проекты
строить с использованием `cmake` актуальной версии.
- Всегда включайте в свои файлы проектов расширренную проверку на ошибки.
Для компилятора `gcc` (`mingw`) это делается добавлением строчки в `CMakeList.txt`:
```CMake
target_compile_options(${PROJECT_NAME} PRIVATE -Werror -Wall -Wextra -Wpedantic)
```
- Также можно выключать устаревшие конструкции языка. Пример для выключения `foreach`:
```CMake
target_compile_definitions(${PROJECT_NAME} PRIVATE QT_NO_FOREACH)
```
- Пользуйтесь системой управления версиями.
- Пишите по возможности кроссплатформенный код (как минимум поддерживаемый Windows и Linux). Используйте условную компиляцию для кода, специфичного для определенной ОС:
```C
# if defined (Q_OS_WINDOWS)
// код для Windows
# else
// код для Linux, MacOS
# endif
```
- Для указателей (адресов) используйте `nullptr`, это улучшает
безопасность типов. Используйте `'\0'` в качестве символа конца строки
(пустого символа). Это улучшает читабельность кода.
- Рекомендуется использовать `sizeof(переменная)` вместо `sizeof(тип)`.
- Не вставляйте бесполезные комментарии в код.
Ваш код должен быть самодокументируемым. Комментарии можно использовать
для отдельных пояснений неочевидных или специфических вещей:
```C
// Плохо:
int counter; // - счетчик шагов
// Хорошо:
int stepCounter {0};
```
[наверх](#содержание)
## Общее исключение
Этот постулат гласит нам, что нет ничего плохого если вы нарушите какое-то правило,
но только в том случае, если оно делает ваш код уродливым.
Это хороший пример того, что у всех правил есть исключения, и того,
что правила созданы чтобы их нарушать.
К сожалению, я не смог найти примера, когда `Qt Coding Guidelines` делают код — уродливым.
[наверх](#содержание)
---
- [К списку документов](Readme.md)