Initial commit

main
Евгений Тетерин 2025-07-18 14:15:42 +03:00
parent 5db9c9b817
commit 17710ae21d
10 changed files with 1477 additions and 2 deletions

107
.gitignore vendored 100644
View File

@ -0,0 +1,107 @@
.build/
_other/
_distrib*/
# Tmp files
*~
Thumbs.db*
# C++ objects and libs
*.slo
*.lo
*.o
*.a
*.la
*.lai
*.so
*.so.*
*.dll
*.dylib
*.ko
*.obj
*.elf
*.lib
# Qt-es
object_script.*.Release
object_script.*.Debug
*_plugin_import.cpp
/.qmake.cache
/.qmake.stash
*.pro.user
*.pro.user.*
*.qbs.user
*.qbs.user.*
*.moc
moc_*.cpp
moc_*.h
qrc_*.cpp
ui_*.h
*.qmlc
*.jsc
Makefile*
*build-*
*.qm
*.prl
# Qt unit tests
target_wrapper.*
# QtCreator
*.autosave
# QtCreator Qml
*.qmlproject.user
*.qmlproject.user.*
# QtCreator CMake
CMakeLists.txt.user*
# QtCreator 4.8< compilation database
compile_commands.json
# QtCreator local machine specific files for imported projects
*creator.user*
*_qmlcache.qrc
# ---> C
# Prerequisites
*.d
# Linker output
*.ilk
*.map
*.exp
# Precompiled Headers
*.gch
*.pch
# Executables
*.exe
*.out
*.app
*.i*86
*.x86_64
*.hex
# Debug files
*.dSYM/
*.su
*.idb
*.pdb
# Kernel Module Compile Results
*.mod*
*.cmd
.tmp_versions/
modules.order
Module.symvers
Mkfile.old
dkms.conf
# Fortran module files
*.mod
*.smod

254
ImplicitShared.md 100644
View File

@ -0,0 +1,254 @@
![picture](/_resources/images/qtcat.png)
- [К списку документов](Readme.md)
# Implicit shared в Qt
Многие классы C++ в Qt используют неявное совместное использование данных для
максимального использования ресурсов и минимизации копирования.
Неявно совместно используемые классы являются как безопасными, так и эффективными,
когда передаются в качестве аргументов, поскольку передается только указатель на данные,
а данные копируются только тогда, когда функция записывает в них данные, т. е.copy-on-write.
Implicit sharing в Qt — это механизм, при котором при копировании классов
не происходит копирование данных, а копирование происходит лишь тогда,
когда копии класса потребуется изменить эти данные.
<br/>
Некоторые особенности механизма:
- При создании общего объекта счётчик ссылок устанавливается в 1.
- Когда новый объект ссылается на общие данные, счётчик ссылок увеличивается.
- Когда объект теряет ссылку на общие данные, счётчик ссылок уменьшается.
- Общие данные удаляются, когда счётчик ссылок становится равен 0.
Implicit sharing реализован во многих классах C++ в Qt.
<br/>
При разработке таких классов используется паттерн Pimpl.
<br/>
## Pimpl
Pimpl — Pointer to private implementation.
Это одно из названий паттерна программирования.
Еще его называют чеширским котом — «Cheshire Cat» (это название
мне больше нравится). В чем суть этого паттерна?
Основная идея этого паттерна — это вынести все приватные члены класса и,
в некоторых случаях, функционала в приватный класс.
<br/>
В Qt коде используется подход `d`-указателей.
Смысл в том что объявляется класс `XXXPrivate` и переменная публичного класса
в защищенной секции. В отдельном заголовочном файле или в `.cpp` файле уже
пишется реализация приватного класса.
Иерархия классов идет как по публичным так и по приватным классам.
Для этого объявление приватного класса обычно делается в отдельном `.h` файле,
который называется так-же как публичный, но добавляется
приставка `_p`: `qclassname_p.h`. И эти классы не устанавливаются вместе с
библиотекой, а служат лишь для сборки библиотеки.
<br/>
## Пример класса с использованием Implicit shared
Пример класса для хранения ошибки, в котором используется Implicit shared.
- [Заголовочный файл `error_object.h`](examples/error_object.h)
```C
#pragma once
#ifndef NAYK_ERROR_OBJECT_H
#define NAYK_ERROR_OBJECT_H
#include <QtCore/QMetaType>
#include <QtCore/QString>
#include <QtCore/QDateTime>
#include <QtCore/QSharedDataPointer>
class ErrorObjectPrivate; // предварительное объявление закрытого класса
class ErrorObject
{
public:
ErrorObject();
ErrorObject(int module, int code, const QString &text,
const QDateTime &dateTime = QDateTime::currentDateTime());
ErrorObject(const ErrorObject &other);
ErrorObject &operator=(const ErrorObject &other);
~ErrorObject();
int module() const;
void setModule(int module);
int code() const;
void setCode(int code);
QString text() const;
void setText(const QString &text);
QDateTime dateTime() const;
void setDateTime(const QDateTime &dateTime);
bool isValid() const;
bool operator==(const ErrorObject &other) const;
bool operator!=(const ErrorObject &other) const;
ErrorObject copy() const;
private:
QSharedDataPointer<ErrorObjectPrivate> d;
}
Q_DECLARE_METATYPE(ErrorObject)
#endif // NAYK_ERROR_OBJECT_H
```
- [Файл с реализацией `error_object.cpp`](examples/error_object.cpp) содержит код нашего класса `ErrorObject`
и реализацию закрытого класса `ErrorObjectPrivate`
```C
#include "error_object.h"
#include <QtCore/QSharedData>
// Закрытый класс ErrorObjectPrivate:
class ErrorObjectPrivate: public QSharedData
{
public:
int module {-1};
int code {-1};
QString text;
QDateTime dateTime {QDateTime::currentDateTime()};
};
// Класс ErrorObject:
ErrorObject::ErrorObject()
: d(new ErrorObjectPrivate)
{
if ( !QMetaType::isRegistered(qMetaTypeId<ErrorObject>()) )
qRegisterMetaType<ErrorObject>();
}
ErrorObject::ErrorObject(int module, int code, const QString &text, const QDateTime &dateTime)
: d(new ErrorObjectPrivate)
{
d->module = module;
d->code = code;
d->text = text;
d->dateTime = dateTime;
}
ErrorObject::ErrorObject(const ErrorObject &other) = default;
ErrorObject &ErrorObject::operator=(const ErrorObject &other) = default;
ErrorObject::~ErrorObject() = default;
int ErrorObject::module() const
{
return d->module;
}
void ErrorObject::setModule(int module)
{
d->module = module;
}
int ErrorObject::code() const
{
return d->code;
}
void ErrorObject::setCode(int code)
{
d->code = code;
}
QString ErrorObject::text() const
{
return d->text;
}
void ErrorObject::setText(const QString &text)
{
d->text = text;
}
QDateTime ErrorObject::dateTime() const
{
return d->dateTime;
}
void ErrorObject::setDateTime(const QDateTime &dateTime)
{
d->dateTime = dateTime;
}
bool ErrorObject::isValid() const
{
return (d->module >= 0) && ((d->code >= 0) || !d->text.isEmpty());
}
bool ErrorObject::operator==(const ErrorObject &other) const
{
return (d->module == other.d->module) &&
(d->dateTime == other.d->dateTime) &&
(
((d->code == other.d->code) && (d->code >= 0))
||
((d->code < 0) && (other.d->code < 0) && (d->text == other.text()))
);
}
bool ErrorObject::operator!=(const ErrorObject &other) const
{
return !(*this == other);
}
ErrorObject ErrorObject::copy() const
{
return *this;
}
```
- Пример использования в коде:
```C
#include "error_object.h"
//...
ErrorObject error(1, 404, "Resource not found");
//... какие-то действия
ErrorObject otherError = error; // здесь данные не копируются, увеличивается счетчик ссылок
qDebug() << "Error code:" << otherError.code();
otherError.setCode(200); // здесь происходит копирование данных, затем изменение в копии
```
Для возможности использования типа в метасистеме Qt
добавлено объявление типа в `.h` файле:
```C
Q_DECLARE_METATYPE(ErrorObject)
```
и регистрация типа (должна вызываться один раз до использования в метасистеме):
```C
qRegisterMetaType<ErrorObject>();
```
После регистрации тип `ErrorObject` можно использовать для передачи в сигналах и
для конвертации в/из `QVariant`.
<br/>
---
<br/>
- [К списку документов](Readme.md)
<br/>
<br/>

577
QtCodeStyle.md 100644
View File

@ -0,0 +1,577 @@
![picture](/_resources/images/progcat.png)
- [К списку документов](Readme.md)
# Qt Code Style - Правила кодирования с использованием Qt C++
Ниже представлен обзор соглашений по написанию кода с использованием Qt.
При использовании Qt предпочтительно использовать стиль кодирования,
который используется в библиотеке, чтобы добиться единообразия кода.
### Содержание
- [Кодировка](#кодировка)
- [Заголовочные файлы](#заголовочные-файлы)
- [Директивы препроцессора](#директивы-препроцессора)
- [Отступы](#отступы)
- [Объявление переменных, функций и классов](#объявление-переменных-функций-и-классов)
- [Пробелы](#пробелы)
- [Фигурные скобки](#фигурные-скобки)
- [Круглые скобки](#круглые-скобки)
- [Использование конструкции switch](#использование-конструкции-switch)
- [Разрыв строк](#разрыв-строк)
- [Использование исключений](#использование-исключений)
- [Наследование и ключевое слово virtual](#наследование-и-ключевое-слово-virtual)
- [Неявные преобразования](#неявные-преобразования)
- [Числа с плавающей запятой](#числа-с-плавающей-запятой)
- [Преинкремент и предекремент](#преинкремент-и-предекремент)
- [Другие очевидные вещи](#другие-очевидные-вещи)
- [Общее исключение](#общее-исключение)
<br/>
## Кодировка
Единственной кодировкой должна быть UTF-8, а использование других следует
приравнять к разжиганию межнациональной розни и карать соответствующей статьёй УК.
<br/>
[наверх](#содержание)
<br/>
## Заголовочные файлы
При включении заголовочных файлов Qt, всегда используйте следующую форму
записи:
```C
#include <QtCore/QObject>
```
Префикс библиотеки (`QtCore`, `QtWidgets` и т.д.) необходим для фреймворков Mac OS X,
а также очень целесообразен для не qmake проектов.
<br/>
Все заголовочные файлы должны быть с защитой от повторного включения посредством `#pragma once` или `#define`.
Применение `#pragma once` вместо `#define` увеличит скорость компиляции во многих случаях
благодаря высокоуровневому механизму; компилятор может самостоятельно сравнивать имена файлов
или inode'ы без необходимости вызова препроцессора для проверки заголовка на наличие `#ifndef` и `#endif`.
Можно использовать обе команды, `#pragma once` и `#define`, для написания переносимого кода,
что также может принести выгоду от применения `#pragma once` при оптимизации (если компилятор её поддерживает):
```C
#pragma once
#ifndef FOO_BAR_BAZ_H_
#define FOO_BAR_BAZ_H_
//...
#endif // FOO_BAR_BAZ_H_
```
- Все заголовочные файлы должны быть самодостаточными в плане компиляции.
Пользователи и инструменты разработки не должны зависеть от специальных зависимостей
при использовании заголовочного файла.
- Подключайте только действительно используемые заголовочные файлы. Не надо заранее
подключать кучу `.h` файлов "на всякий случай".
- Никогда не пишите реализацию методов класса или функций в заголовочном файле!
- Вставляйте заголовочные файлы в следующем порядке: парный файл (например, foo.h — foo.cpp),
файлы библиотеки Qt, стандартная библиотека C++, другие библиотеки, файлы вашего проекта.
- Все заголовочные файлы проекта должны указываться относительно директории исходных файлов проекта
без использования таких псевдонимов как . (текущая директория) или .. (родительская директория).
Директории поиска общих заголовочных файлов можно задать в файле проекта.
<br/>
[наверх](#содержание)
<br/>
## Директивы препроцессора
Символ решетки всегда в начале строки, а имя директивы с отступом.
```C
# if defined(QT_NO_KEYWORDS)
# define QT_NO_EMIT
# else
# ifndef QT_NO_SIGNALS_SLOTS_KEYWORDS
# define slots Q_SLOTS
# define signals Q_SIGNALS
# endif
# endif
```
<br/>
[наверх](#содержание)
<br/>
## Отступы
- Для обозначения отступа используйте 4 пробела подряд.
- Используйте пробелы, а не табуляцию!
<br/>
[наверх](#содержание)
<br/>
## Объявление переменных, функций и классов
Один из самых важных постулатов, так как определяет читабельность и общий стиль кода.
Правила объявления переменных собраны в такой список:
- Объявляйте по одной переменной в строке.
- Избегайте, если это возможно, коротких и запутанных названий переменных
(Например: "a", "rbarr", "nughdeget").
- Односимвольные имена переменных подходят только для итераторов циклов,
небольшого локального контекста и временных переменных. В остальных случаях
имя переменной должно отражать ее назначение.
- Заводите переменные только по мере необходимости.
```C
// Неправильно:
int a, b;
char *c, *d;
// Правильно:
int height;
int width;
char *nameOfThis;
char *nameOfThat;
```
- Не используйте глобальные переменные. Вместо них рекомендуется использовать
локальные переменные и передавать их через параметры функций.
- Функции и переменные должны именоваться со строчной буквы.
Каждое последующие слово в имени переменной должно начинаться с прописной буквы.
- Избегайте аббревиатур.
```C
// Неправильно
short Cntr;
char ITEM_DELIM = ' ';
// Правильно
short counter;
char itemDelimiter = ' ';
```
- Имена классов всегда начинаются с заглавной буквы.
- Сокращения в camel case (правильно: `QXmlStreamReader`, не правильно: `QXMLStreamReader`).
<br/>
Размещайте свой код в пространстве имён (за некоторыми исключениями).
Пространство имён должно иметь уникальное имя, обычно формируемое на основе названия проекта,
и, возможно, пути.
Не используйте директиву `using` (например, `using namespace foo`).
Не используйте встроенные (`inline`) пространства имён.
Пространства имён делят глобальную область видимости на отдельные именованные области,
позволяя избежать совпадения (коллизий) имён.
<br/>
[наверх](#содержание)
<br/>
## Пробелы
Пробелы — очень важный элемент форматирования исходного кода.
Он отыгрывает очень большую роль в читабельности кода.
- Используйте пустые строки для логической группировки операторов, где это возможно.
- Всегда используйте одну пустую строку в качестве разделителя
- Всегда используйте один пробел перед фигурной скобкой
```C
// Неправильно:
if(foo){
}
// Правильно:
if (foo) {
}
```
- Всегда ставьте один пробел после `'*'` или `'&'`, если они стоят перед описанием типов.
Но никогда не ставьте пробелы между `'*'` или `'&'` и именем переменной.
```C
char *x;
const QString &myString;
const char * const y = "hello";
```
- Не окружайте пробелами функции доступа `.` и `->`.
- Бинарные операции отделяются пробелами с двух сторон.
- После преобразования типов не ставьте пробелов.
- Избегайте преобразования типов в стиле C.
```C
// Неправильно
char* blockOfMemory = (char* ) malloc(data.size());
// Правильно
char *blockOfMemory = reinterpret_cast<char *>(malloc(data.size()));
```
- Не используйте несколько операторов на одной строке
- По возможности, используйте новую строку для тела оператора ветвления:
```C
// Неправильно:
if (foo) bar();
// Правильно:
if (foo)
bar();
```
- Содержимое в пространстве имён пишется без отступа.
- Никогда не добавляйте пробелы в конец строки.
<br/>
[наверх](#содержание)
<br/>
## Фигурные скобки
Скобки — это вообще отдельная тема. Они, как и пробелы, отыгрывают львиную долю
во внешнем виде и читабельности кода.
- Возьмите за основу расстановку открывающих фигурных скобок на одной строке
с выражением, которому они предшествуют.
- Исключение: Тело функции и описание класса всегда открывается фигурной скобкой,
стоящей на новой строке.
- Используйте фигурные скобки в условиях, если тело условия в размере превышает одну линию,
или тело условия достаточное сложное и выделение скобками действительно необходимо.
- Исключение 1: Используйте скобки, если родительское выражение состоит
из нескольких строк / оберток.
- Исключение 2: Используйте фигурные скобки, когда тела ветвлений `if-then-else`
занимают несколько строчек.
- Используйте фигурные скобки для обозначения пустого тела условия.
```C
// Неправильно:
if (codec)
{
// do something
}
// Правильно:
if (codec) {
// do something
}
// Неправильно:
if (address.isEmpty() || !isValid()
|| !codec)
return false;
// Правильно:
if (address.isEmpty() || !isValid()
|| !codec) {
return false;
}
```
<br/>
[наверх](#содержание)
<br/>
## Круглые скобки
- Используйте круглые скобки для группировки выражений.
```C
// Неправильно
if (a && b || c)
if (a + b & c)
// Правильно
if ((a && b) || c)
if ((a + b) & c)
```
<br/>
[наверх](#содержание)
<br/>
## Использование конструкции switch
Безусловно, эти условия причина многих дискуссий со стороны разработчиков и создателей
Coding Guidelines — там может быть очень много различных вариантов.
Однако Qt предлагает именно такой вариант:
- Операторы case должны быть в одном столбце со `switch`.
- Каждый оператор `case` должен иметь закрывающий `break` (или `return`) или комментарий,
которой предполагает намеренное отсутствие `break & return`.
```C
switch (myEnum) {
case Value1:
doSomething();
break;
case Value2:
case Value3:
doSomethingElse();
// fall through
default:
defaultHandling();
break;
}
```
<br/>
[наверх](#содержание)
<br/>
## Разрыв строк
Часто происходит следующее: есть разработчик Вася с большим монитором.
Он пишет себе код спокойно. Потом этот код открывает разработчик Петя, с ноутбуком,
и прозревает — ему приходится много скроллить чтобы прочитать весь код.
Это один из дефектов читабельности. Что же предлагает Qt для спасения?
- Длина строки кода не должна превышать 100 символов (а лучше 80 - исторический стандарт).
Если надо используйте разрыв строки.
- Запятые помещаются в конец разорванной линии;
операторы помещаются в начало новой строки. В зависимости от используемой вами IDE,
оператор на конце разорванной строки можно проглядеть.
```C
// Неправильно:
if (longExpression +
otherLongExpression +
otherOtherLongExpression) {
}
QMessageBox::information(d->someObjectWithLongName, tr("A long title for mesage"), tr("A very very very very very very long body"), QMessageBox::Ok, QMessageBox::Cancel);
// Правильно:
if (longExpression
+ otherLongExpression
+ otherOtherLongExpression) {
}
QMessageBox::information(d->someObjectWithLongName,
tr("A long title for mesage"),
tr("A very very very very very very long body"),
QMessageBox::Ok, QMessageBox::Cancel);
```
<br/>
[наверх](#содержание)
<br/>
## Использование исключений
В Qt исключения (`throw `) не используются. Вместо них применяются коды ошибок.
<br/>
[наверх](#содержание)
<br/>
## Наследование и ключевое слово virtual
В этом постулате все предельно просто — главное не писать `virtual`
перед названием переопределяемого метода в `.h` файле.
```C
// Неправильно:
class MyWidget : public QWidget
{
...
protected:
virtual void keyPressEvent(QKeyEvent *);
// Правильно:
class MyWidget : public QWidget
{
...
protected:
void keyPressEvent(QKeyEvent *) override;
```
<br/>
[наверх](#содержание)
<br/>
## Неявные преобразования
Не объявляйте неявные преобразования. Используйте ключевое слово `explicit`
для операторов преобразования типа и конструкторов с одним аргументом.
Исключение: конструкторы копирования и перемещения могут объявляться без `explicit`,
т.к. они не выполняют преобразование типов.
<br/>
[наверх](#содержание)
<br/>
## Числа с плавающей запятой
Числа с плавающей запятой всегда должны быть с десятичной точкой и числами
по обе стороны от неё (даже в случае экспоненциальной нотации).
```C
// Неправильно:
float f = 1.f;
long double ld = -.5L;
double d = 1248e6;
// Правильно:
float floatValue = 1.0f;
float floatVariable = 1.0; // OK
double doubleValue = 1248.0e6;
```
<br/>
[наверх](#содержание)
<br/>
## Преинкремент и предекремент
Используйте префиксные формы (`++i`) инкремента и декремента;
постфиксную форму используйте только при явной необходимости.
Когда переменная инкрементируется (`++i`, `i++`) или декрементируется
(`--i`, `i--`), а возвращаемое значение не используется, то необходимо
чётко понимать: использовать префиксную форму (`++i`, `--i`) или постфиксную
(`i++`, `i--`).
<br/>
Префиксную форму обычно легче читать, и она часто более эффективна
(как минимум такая же), т.к. не требуется создавать копию значения
до выполнения операции.
```C
// Неправильно:
for (int i = 0; i < size; i++) {
// Правильно:
for (int i = 0; i < size; ++i) {
```
<br/>
[наверх](#содержание)
<br/>
## Другие очевидные вещи
Еще некоторые правила, которые всегда должны выполняться, их все знают,
но повторим на всякий случай:
- Не используйте `goto` и другие устаревшие конструкции,
которые нарушают принципы стандарта программирования.
- По возможности не используйте в проектах `qmake`, старайтесь новые проекты
строить с использованием `cmake` актуальной версии.
- Всегда включайте в свои файлы проектов расширренную проверку на ошибки.
Для компилятора `gcc` (`mingw`) это делается добавлением строчки в `CMakeList.txt`:
```CMake
target_compile_options(${PROJECT_NAME} PRIVATE -Werror -Wall -Wextra -Wpedantic)
```
- Также можно выключать устаревшие конструкции языка. Пример для выключения `foreach`:
```CMake
target_compile_definitions(${PROJECT_NAME} PRIVATE QT_NO_FOREACH)
```
- Пользуйтесь системой управления версиями.
- Пишите по возможности кроссплатформенный код (как минимум поддерживаемый Windows и Linux). Используйте условную компиляцию для кода, специфичного для определенной ОС:
```C
# if defined (Q_OS_WINDOWS)
// код для Windows
# else
// код для Linux, MacOS
# endif
```
- Для указателей (адресов) используйте `nullptr`, это улучшает
безопасность типов. Используйте `'\0'` в качестве символа конца строки
(пустого символа). Это улучшает читабельность кода.
- Рекомендуется использовать `sizeof(переменная)` вместо `sizeof(тип)`.
- Не вставляйте бесполезные комментарии в код.
Ваш код должен быть самодокументируемым. Комментарии можно использовать
для отдельных пояснений неочевидных или специфических вещей:
```C
// Плохо:
int counter; // - счетчик шагов
// Хорошо:
int stepCounter {0};
```
<br/>
[наверх](#содержание)
<br/>
## Общее исключение
Этот постулат гласит нам, что нет ничего плохого если вы нарушите какое-то правило,
но только в том случае, если оно делает ваш код уродливым.
Это хороший пример того, что у всех правил есть исключения, и того,
что правила созданы чтобы их нарушать.
<br/>
К сожалению, я не смог найти примера, когда `Qt Coding Guidelines` делают код — уродливым.
<br/>
[наверх](#содержание)
<br/>
---
<br/>
- [К списку документов](Readme.md)
<br/>
<br/>

61
QtCreator.md 100644
View File

@ -0,0 +1,61 @@
![picture](/_resources/images/qtcat.png)
- [К списку документов](Readme.md)
# Qt Creator
## Горячие клавиши для Qt Creator
Горячие клавиши для Qt Creator, которые значительно упростят жизнь
- `Esc` - Выполняет переход к редактированию кода.
Несколько последовательных нажатий этой клавиши переключают пользователя в режим
редактирования, закрывают панели вывода справки, отладки.
- `F4` - Переключает редактор между файлом реализации (`.сpp`) и соответствующим
заголовочным файлом (`.h`), которые содержат объявления интерфейса и
реализации класса соответственно.
- `F2` - Выполняет переход к месту объявления переменной, функции, класса,
на имени которых стоял курсор при нажатии.
- `F1` - Показывает справку для класса или метода Qt, на имени которого стоит курсор.
- `Ctrl + Shift + R` - Переименование переменной, метода, класса, на имени
которых стоит курсор. Имя будет изменено во всех местах, где встречается
его использование: не только в текущем файле, но и в других файлах проекта.
При замене имени будет учитываться область видимости имени, поэтому замена
произойдёт только в местах обращения к имени. Именно этим это действие отличается
от обычного поиска и замены текста.
- `Ctrl + Shift + U` - Поиск всех мест обращения к переменной, методу,
классу на имени которого стоит курсор.
- `Ctrl + K` - Открывает поле быстрого поиска (Locator).
- `Alt + Enter` - Позволяет открыть доступные дополнительные действия для
переменной, метода, класса, оператора в позиции курсора.
Это дополнительные действия для рефакторинга (реорганизации и улучшения
существующего кода) могут содержать изменение порядка параметров,
изменения в текущем фрагменте кода, добавление фрагментов кода и т.д.
- `Ctrl + Space` - Вызывает выпадающий список автозавершения кода.
- `Ctrl + F` - Поиск текста в текущем открытом файле.
- `Ctrl + Shift + F` - Расширенный поиск текста в файле, проекте или группе
проектов (доступны дополнительные настройки).
<br/>
---
<br/>
- [К списку документов](Readme.md)
<br/>
<br/>

253
QtThreads.md 100644
View File

@ -0,0 +1,253 @@
![picture](/_resources/images/qtcat.png)
- [К списку документов](Readme.md)
# QThread - что нужно знать о потоках
## Основы
В Qt любые объекты способные работать с сигналами и слотами являются
наследниками класса `QObject`.
Каждый `QObject` строго привязан к какому-то потоку `QThread` который,
собственно, и занимается обслуживанием слотов и прочих событий данного объекта.
Один поток может обслуживать сразу множество `QObject` или вообще ни одного,
а вот `QObject` всегда имеет родительский поток и он всегда ровно один.
По сути можно считать что каждый `QThread` «владеет» каким-то набором `QObject`.
Внутри каждого `QThread` спрятана очередь сообщений адресованных
к объектам которыми данный `QThread` «владеет».
В модели Qt предполагается что если мы хотим чтобы `QObject` сделал
какое-либо действие, то мы «посылаем» данному `QObject` сообщение `QEvent`.
В этом потоково-безопасном вызове Qt находит `QThread` которому принадлежит
объект receiver, записывает `QEvent` в очередь сообщений этого потока и при
необходимости «будит» этот поток. При этом ожидается что код работающий в
данном `QThread` в какой-то момент после этого прочитает сообщение из
очереди и выполнит соответствующее действие. Чтобы это действительно произошло,
код в `QThread` должен войти в цикл обработки событий `QEventLoop`,
создав соответствующий объект и позвав у него либо метод `exec()`,
либо метод `processEvents()`. Первый вариант входит в бесконечный цикл
обработки сообщений (до получения `QEventLoop` события `quit()` ),
второй ограничивается тем что обрабатывает сообщения ранее накопившиеся в очереди.
<br/>
Итак, как мы уже разобрались, каждый объект в Qt «принадлежит» какому-то потоку.
При этом встает закономерный вопрос: а какому, собственно говоря, именно?
В Qt приняты следующие соглашения:
- Все «дети» любого «родителя» всегда живут в том же потоке что и
родительский объект. Например попытка сделать `setParent` к объекту живущему
в другом потоке в Qt просто молча фейлится (в консоль пишется предупреждение).
- Объект у которого при создании не указан родитель живет в потоке
который его создал.
- При необходимости поток можно менять вызовом `QObject::moveToThread` (переместить объект в поток).
Перемещать можно только верхнеуровневых «родителей» (у которых `parent == null`),
попытка переместить любого «ребенка» будет молча проигнорирована.
- При перемещении верхнеуровневого «родителя» все его «дети» тоже переедут
в новый поток.
- Получить «текущий» поток исполнения можно через вызов
функции `QThread::currentThread()`, поток с которым ассоциирован объект — через
вызов `QObject::thread()`.
- Все GUI-объекты кроме rendering back-end должны жить в GUI-потоке.
- GUI-потоком является тот в котором был создан объект `QApplication`.
## Таймеры в потоках
Таймеры `QTimer` в потоках имеют ряд особенностей, которые нужно учитывать
при проектировании многопоточных приложений на Qt:
- `QTimer` работает только в потоке с event loop (циклом обработки событий).
Это значит, что если вы хотите использовать `QTimer` в `QThread`, то в этом потоке должен быть запущен `QEventLoop`.
Если нет цикла событий — таймер просто не сработает.
- QTimer должен быть создан в том потоке, в котором будет работать.
Таймер "привязан" к потоку через QObject::thread().
Если вы создадите таймер в основном потоке, а потом попытаетесь использовать
его в другом — это будет ошибка.
- Если объект с таймером перемещается в другой поток через `moveToThread()`,
таймер должен быть создан после перемещения. Иначе он останется привязанным к исходному потоку.
## Правильная работа с потоками в Qt
Для правильной работы вашего кода в параллельном потоке используйте следующие правила:
- Проектируется отдельный класс (worker), потомок QObject, который будет работать в потоке.
- У этого объекта должны быть определены публичные слоты для запуска и остановки
основной работы, например: `void start();` и `void stop();`.
- Также у объекта должны быть определены сигналы для оповещения после начала
и после полного окончания работы,
например `void started();` и `void finished();`.
- Создание внутренних объектов и таймеров должны выполняться только
в слоте `start()` или позже (не в конструкторе).
- Обмен данными с объектом должен осуществляться только через механизм сигнал-слот.
Вызов методов напрямую после помещения объекта в поток запрещен!
- Далее в основном потоке программы создаётся экземпляр объекта worker (без родителя),
создаётся оъект `QThread`, и worker перемещвется в поток через `moveToThread()`.
После этого создаются связи сигнал-слот и запускается поток на выполнение.
<br/>
Пример класса `Worker`. Заголовочный файл `worker.h`:
```C
#pragma once
#ifndef WORKER_H_
#define WORKER_H_
#include <QtCore/QObject>
#include <QtCore/QTimer>
class Worker: public QObject
{
Q_OBJECT
public:
explicit Worker(QObject *parent = nullptr);
virtual ~Worker();
signals:
void started();
void finished();
// ... другие сигналы наружу
public slots:
void start();
void stop();
// ...другие слоты для наружи
private:
QTimer *m_timer {nullptr};
// ...
private slots:
void timerTimeOut();
// ...
};
#endif // WORKER_H_
```
Файл с реализацией `worker.cpp`:
```C
#include "worker.h"
Worker::Worker(QObject *parent) : QObject{parent}
{
// конструктор выполняется еще в основном потоке!
}
Worker::~Worker()
{
// К моменту вызова деструктора поток уже должен быть остановлен!
// но проверить стоит:
stop();
}
void Worker::start()
{
// К этому моменту мы уже в параллельном потоке
if (m_timer) { // если таймер уже есть, значит это повторный вызов
return;
}
m_timer = new QTimer(this);
connect(m_timer, &QTimer::timeout, this, &Worker::timerTimeOut);
// ... другие действия, например настройки и запуск таймера
m_timer->start(1000);
emit started(); // оповещение, что мы стартанули
}
void Worker::stop()
{
// Тут мы еще в параллельном потоке
if (!m_timer) { // если таймера нет, значит это повторный вызов
return;
}
m_timer->stop();
delete m_timer;
m_timer = nullptr;
// ... тут остановка всей работы, удаление объектов и т.п.
emit finished(); // оповещение, что мы остановились
}
void Worker::timerTimeOut()
{
// Обработчик таймера срабатывает уже в параллельном потоке
// ...
}
```
Как применить из основного потока, например слот клика по кнопке:
```C
#include "worker.h"
#include <QtCore/QThread>
// ...
void MainWindow::pushButtonClicked()
{
Worker *worker = new Worker(); // без родителя
QThread *thread = new QThread(this);
worker->moveToThread(thread);
// Объект начнёт работу после запуска потока:
connect(thread, &QThread::started, worker, &Worker::start);
// Какой-нибудь сигнал для остановки потока:
connect(this, &MainWindow::stopThread, worker, &Worker::stop);
// Когда объект закончит работу, можно останавливать поток:
connect(worker, &Worker::finished, thread, &QThread::quit);
// Когда поток завершится, можно удалить объект и класс потока:
connect(thread, &QThread::finished, worker, &Worker::deleteLater);
connect(thread, &QThread::finished, thread, &Worker::deleteLater);
// ... тут другие нужные сигналы-слоты
// Запуск потока:
thread->start();
}
// когда поток больше не нужен, вызываем emit stopThread();
```
Обратите внимание, в примере выше все действия по созданию и запуску потока находятся
в одном слоте и после выхода из слота доступны только через сигналы.
Нет защиты от повторного запуска - т.е. сколько раз нажали кнопку, столько потоков и создаётся,
а остановка всех по сигналу `stopThread()`.
<br/>
Для отслеживания количества нужно добавить счетчик запуска или флаг, например.
И при закрытии вашего приложения нужно обязательно дождаться завершения всех
созданных потоков!
Но это уже на вашей совести.
<br/>
*p.s. Код не проверял и писал по памяти. Возможны очепятки.*
<br/>
---
<br/>
- [К списку документов](Readme.md)
<br/>
<br/>

View File

@ -1,3 +1,15 @@
# Qt_Code_Style
![picture](/_resources/images/qtcat.png)
# Сборник полезностей по Qt и C++
- [Qt Code Style](QtCodeStyle.md) - Правила кодирования с использованием Qt
- [Qt Creator](QtCreator.md) - полезности
- [Implicit Shared в Qt](ImplicitShared.md) - механизм управления копированием данных
- [QThread - что нужно знать о потоках](QtThreads.md) - пример работы с потоками
<br/>
---
<br/>
Сборник полезностей Qt

Binary file not shown.

After

Width:  |  Height:  |  Size: 66 KiB

Binary file not shown.

After

Width:  |  Height:  |  Size: 56 KiB

View File

@ -0,0 +1,138 @@
/****************************************************************************
** Copyright (c) 2025 Evgeny Teterin (nayk) <nayk@nxt.ru>
** All right reserved.
**
** Permission is hereby granted, free of charge, to any person obtaining
** a copy of this software and associated documentation files (the
** "Software"), to deal in the Software without restriction, including
** without limitation the rights to use, copy, modify, merge, publish,
** distribute, sublicense, and/or sell copies of the Software, and to
** permit persons to whom the Software is furnished to do so, subject to
** the following conditions:
**
** The above copyright notice and this permission notice shall be
** included in all copies or substantial portions of the Software.
**
** THE SOFTWARE IS PROVIDED "AS IS", WITHOUT WARRANTY OF ANY KIND,
** EXPRESS OR IMPLIED, INCLUDING BUT NOT LIMITED TO THE WARRANTIES OF
** MERCHANTABILITY, FITNESS FOR A PARTICULAR PURPOSE AND
** NONINFRINGEMENT. IN NO EVENT SHALL THE AUTHORS OR COPYRIGHT HOLDERS BE
** LIABLE FOR ANY CLAIM, DAMAGES OR OTHER LIABILITY, WHETHER IN AN ACTION
** OF CONTRACT, TORT OR OTHERWISE, ARISING FROM, OUT OF OR IN CONNECTION
** WITH THE SOFTWARE OR THE USE OR OTHER DEALINGS IN THE SOFTWARE.
**
****************************************************************************/
#include "error_object.h"
#include <QtCore/QSharedData>
namespace nayk { //=============================================================
//==============================================================================
class ErrorObjectData : public QSharedData
{
public:
int module {-1};
int code {-1};
QString text;
QDateTime dateTime {QDateTime::currentDateTime()};
};
//==============================================================================
void regiserErrorObjectMetaType()
{
if ( !QMetaType::isRegistered( qMetaTypeId<nayk::ErrorObject>() ) ) {
qRegisterMetaType<nayk::ErrorObject>();
}
}
//==============================================================================
ErrorObject::ErrorObject()
: d(new ErrorObjectData)
{
regiserErrorObjectMetaType();
}
//==============================================================================
ErrorObject::ErrorObject(int module, int code, const QString &text, const QDateTime &dateTime)
: d(new ErrorObjectData)
{
regiserErrorObjectMetaType();
d->module = module;
d->code = code;
d->text = text;
d->dateTime = dateTime;
}
//==============================================================================
ErrorObject::ErrorObject(const ErrorObject &other) = default;
//==============================================================================
ErrorObject &ErrorObject::operator=(const ErrorObject &other) = default;
//==============================================================================
ErrorObject::~ErrorObject() = default;
//==============================================================================
int ErrorObject::module() const
{
return d->module;
}
//==============================================================================
void ErrorObject::setModule(int module)
{
d->module = module;
}
//==============================================================================
int ErrorObject::code() const
{
return d->code;
}
//==============================================================================
void ErrorObject::setCode(int code)
{
d->code = code;
}
//==============================================================================
QString ErrorObject::text() const
{
return d->text;
}
//==============================================================================
void ErrorObject::setText(const QString &text)
{
d->text = text;
}
//==============================================================================
QDateTime ErrorObject::dateTime() const
{
return d->dateTime;
}
//==============================================================================
void ErrorObject::setDateTime(const QDateTime &dateTime)
{
d->dateTime = dateTime;
}
//==============================================================================
bool ErrorObject::isValid() const
{
return (d->module >= 0) && ((d->code >= 0) || !d->text.isEmpty());
}
//==============================================================================
bool ErrorObject::operator==(const ErrorObject &other) const
{
return (d->module == other.d->module) &&
(d->dateTime == other.d->dateTime) &&
(
((d->code == other.d->code) && (d->code >= 0))
||
((d->code < 0) && (other.d->code < 0) && (d->text == other.text()))
);
}
//==============================================================================
bool ErrorObject::operator!=(const ErrorObject &other) const
{
return !(*this == other);
}
//==============================================================================
ErrorObject ErrorObject::copy() const
{
return *this;
}
//==============================================================================
} // namespace nayk //==========================================================

View File

@ -0,0 +1,73 @@
/****************************************************************************
** Copyright (c) 2025 Evgeny Teterin (nayk) <nayk@nxt.ru>
** All right reserved.
**
** Permission is hereby granted, free of charge, to any person obtaining
** a copy of this software and associated documentation files (the
** "Software"), to deal in the Software without restriction, including
** without limitation the rights to use, copy, modify, merge, publish,
** distribute, sublicense, and/or sell copies of the Software, and to
** permit persons to whom the Software is furnished to do so, subject to
** the following conditions:
**
** The above copyright notice and this permission notice shall be
** included in all copies or substantial portions of the Software.
**
** THE SOFTWARE IS PROVIDED "AS IS", WITHOUT WARRANTY OF ANY KIND,
** EXPRESS OR IMPLIED, INCLUDING BUT NOT LIMITED TO THE WARRANTIES OF
** MERCHANTABILITY, FITNESS FOR A PARTICULAR PURPOSE AND
** NONINFRINGEMENT. IN NO EVENT SHALL THE AUTHORS OR COPYRIGHT HOLDERS BE
** LIABLE FOR ANY CLAIM, DAMAGES OR OTHER LIABILITY, WHETHER IN AN ACTION
** OF CONTRACT, TORT OR OTHERWISE, ARISING FROM, OUT OF OR IN CONNECTION
** WITH THE SOFTWARE OR THE USE OR OTHER DEALINGS IN THE SOFTWARE.
**
****************************************************************************/
#pragma once
#ifndef NAYK_ERROR_OBJECT_H
#define NAYK_ERROR_OBJECT_H
#if defined (LIB_NAYK_CORE)
# define ERROR_OBJECT_EXPORT Q_DECL_EXPORT
#else
# define ERROR_OBJECT_EXPORT Q_DECL_IMPORT
#endif
#include <QtCore/QMetaType>
#include <QtCore/QString>
#include <QtCore/QDateTime>
#include <QtCore/QSharedDataPointer>
namespace nayk { //=============================================================
class ErrorObjectData;
class ERROR_OBJECT_EXPORT ErrorObject
{
public:
ErrorObject();
ErrorObject(int module, int code, const QString &text, const QDateTime &dateTime = QDateTime::currentDateTime());
ErrorObject(const ErrorObject &other);
ErrorObject &operator=(const ErrorObject &other);
~ErrorObject();
int module() const;
void setModule(int module);
int code() const;
void setCode(int code);
QString text() const;
void setText(const QString &text);
QDateTime dateTime() const;
void setDateTime(const QDateTime &dateTime);
bool isValid() const;
bool operator==(const ErrorObject &other) const;
bool operator!=(const ErrorObject &other) const;
ErrorObject copy() const;
private:
QSharedDataPointer<ErrorObjectData> d;
};
} // namespace nayk //==========================================================
Q_DECLARE_METATYPE(nayk::ErrorObject)
#endif // NAYK_ERROR_OBJECT_H